Часто задаваемые вопросы

Какими нормативными актами в Российской Федерации, а также в Ульяновской области регулируются вопросы противодействия коррупции?

   Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Основной базовый закон в этой сфере - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", который установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
Далее - нормативные акты специализированного характера, посвященные противодействию коррупции, регионального (областного) уровня. К ним относится Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО "О противодействии коррупции в Ульяновской области".
      К специально посвященным противодействию коррупции относится и целый ряд международных правовых актов с участием России, в том числе  Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 (ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006. № 40-ФЗ с заявлениями, вступила в силу для России 08.06.2006); Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 (ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 г. № 125-ФЗ, вступила в силу для России 01.02.2007) и ряд других.
   Ныне действующие Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", регулируя правовой статус служащих, закладывают также и антикоррупционные требования (в частности, требования к служебному поведению государственных гражданских служащих, требование о представлении сведений о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера).
   Отдельные вопросы организации и прохождения государственной и муниципальной службы конкретизированы в Законах области от 30.11.2004 № 085-ЗО (ред. от 06.05.2013) «О государственной гражданской службе в Ульяновской области»,  Закон Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО (ред. от 06.05.2013) "О муниципальной службе в Ульяновской области", а также целом ряде подзаконных нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, муниципальных правовых актов, изданных, к примеру, по вопросам сбора, предоставления и проверки достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими Ульяновской области, муниципальными служащими.
       К примеру, к таковым можно отнести постановления Губернатора области от 12.03.2010 № 17 (ред. от 03.07.2012) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ульяновской области, и государственными гражданскими служащими Ульяновской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", от 22.03.2012 № 21 "Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Ульяновской области, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей на официальных сайтах государственных органов Ульяновской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования" и другие.
   Кроме того, иное российское отраслевое законодательство, которое также содержит меры по противодействию коррупции. 
    Существуют области, где потенциальная возможность распространения коррупции гораздо выше, чем в остальных сферах, связанные с распоряжением бюджетными средствами, государственным имуществом, размещением госзаказа, предоставлением государственных льгот и пр. На такое отраслевое законодательство ложится дополнительная функция - антикоррупционная. 
    К примеру, действующий с изменениями Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в числе прочего имеет целью предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
К другим нормам законодательства, преследующим аналогичные цели, можно отнести положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". 
   И наконец, к антикоррупционному следует отнести законодательство, устанавливающее юридическую ответственность за коррупционные правонарушения, прежде всего Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

 

Что такое «коррупция», что понимается под «противодействием коррупции»?

    Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений. Коррупция может затрагивать все наше общество в целом, ее проявления могут быть различны и многообразны.

    Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия "коррупция", установленное законом.
Понятие коррупции дано в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

      Так, под коррупцией понимается:
     а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
           б) совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
    В свою очередь, противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
     а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
     б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
          в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

Что такое конфликт интересов на государственной или муниципальной службе? Каков порядок его предотвращения и урегулирования?


      Понятие конфликта интересов на государственной или муниципальной службе дано в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
     Так, под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
   При этом под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
    Статьей 11 этого же Федерального закона определено, что  государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Прежде всего, государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
    В свою очередь, представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
   Такие меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
        Кроме того, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
        Необходимо знать, что в соответствии с ч. 5.1 ст.11 указанного Федерального закона непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 Мерой, направленной на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, служит и закрепленная в ч.6 этой же статьи  обязанность государственного или муниципального служащего, владеющего ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) передать их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Данное положение дублируется также ч.2 ст.17 Федерального закона «О государственной гражданской службе», согласно которой в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Какие обязанности, запреты и ограничения установлены для лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, занимающих государственные должности Ульяновской области, иные должности, замещение которых связано с коррупционными рисками?


Ограничения, связанные с гражданской службой, законодателем установлены ст.ст.16, 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Так,  гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
-признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
-осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
-отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
-наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
-близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
-выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
-наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
-представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
-непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
-утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Действенной антикоррупционной мерой являются установленные законом запреты, связанные с гражданской службой.
Так, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, на выборную должность в органе местного самоуправления;
- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
-  осуществлять предпринимательскую деятельность;
- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). 
При этом подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
- создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Одной из последних новелл федерального антикоррупционного законодательства (введены Федеральным законом от 07.05.2013 № 102-ФЗ) является установленное ч.1.1 ст.17 вышеуказанного федерального закона положение, в соответствии с которым гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Кроме того, предусмотрены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора после увольнения со службы.
Так, согласно ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

Каков механизм соблюдения этого ограничения?


Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
В свою очередь, гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Обязанности в этой связи возлагаются и на нового работодателя бывшего государственного или муниципального служащего.
Так, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 №700.
Несоблюдение указанных обязанностей влечет негативные последствия как для гражданина, так и для работодателя.
Так, несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, вышеуказанных требований, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.
Неисполнение же работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (более конкретно о ней будет указано ниже).
Необходимо отметить, что целый ряд ограничений и обязанностей налагается федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными федеральными законами на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
К примеру лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;  заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;  использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе; получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц и т.д.

Отдельные ограничения налагаются на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. 

 

Какая ответственности установлена за их несоблюдение?


В соответствии с общим правилом, Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ряд негативных последствий несоблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, нами был отражен выше.
Между тем, на примере государственной службы, следует добавить следующее.
В соответствии со ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Кроме того, предусмотрена возможность расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае т.н. «утраты доверия».

 

Что понимается под «утратой доверия»  на государственной или муниципальной службе?


Утрата доверия – это негативное последствие неисполнения чиновником установленных законодательством запретов, обязанностей и ограничений.
Действующее антикоррупционное законодательство предусматривает возможность увольнения государственного либо муниципального служащего по такому основанию, как утрата доверия.
Так, в соответствии со ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ), гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
 Кроме того, представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
В свою очередь, в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, налагаются взыскания, предусмотренные этим законом.
При этом муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения таких правонарушений, как непредставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характер, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов и т.д.


За какие нарушения коррупционного характера предусмотрена административная ответственность?


Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции предусмотрена Главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения против порядка управления», а именно, - статьями 19.28 и 19.29 указанного Кодекса.
Так, в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Те же действия, совершенные в крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав, а те же действия, но  совершенные в особо крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
При этом крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей, особо крупным размером - превышающие двадцать миллионов рублей.
   В свою очередь, в целях реализации положений ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», административная ответственность установлена за нарушения, допущенные при приеме на работу бывших государственных или муниципальных служащих.
Так, в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции",  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом согласно, в соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном вышеназванными статьями кодекса, может быть вынесено в течении шести лет со дня совершения такого административного правонарушения.
Какие уголовно-наказуемые деяния относятся к преступлениям коррупционной направленности?
Необходимо понимать, что если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.
К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям. Поэтому трудно найти людей, никогда не дававших мелких взяток. Устоялось мнение о том, что тот, кто предлагает взятку или дает ее - ничего не нарушает, и, напротив, во всем виноваты те, кому взятки дают.
К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также целый ряд иных, предусмотренных кодексом деяний, попадающих  под понятие "коррупция", указанное выше.

 

Что такое взятка и какие меры уголовной ответственности предусмотрены за взяточничество?


Получение взятки (статья 290 УК РФ) является одним из самых опасных преступлений против интересов службы.
С объективной стороны взятка – это получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки).
Уголовно наказуемым является и получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие), что наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
Квалифицирующими признаками являются 
-получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере (наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки);
- совершений указанных деяний лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки);
- совершение таких деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; либо с вымогательством взятки; либо в крупном размере (наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки);.
- в особо крупном размере (наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки).
При этом значительным размером взятки в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
 Поясним некоторые понятия.
Так, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
Кроме того, следует знать, что что если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки.
В свою очередь, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Необходимо обратить внимание и на то, что под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его интересов.
Кто и при каких условиях может быть освобожден от уголовной ответственности за дачу взятки?
Условия и основания освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки изложены в примечании к ст.291 УК РФ.
Так, «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело».
При этом активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления  означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.
Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.
При добровольном сообщении о преступлении не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
Освобождение лица, совершившего дачу взятки, от уголовной ответственности по основаниям примечания к комментируемой статье не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета взятки. Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к этой статье является обязательным.
 

Как себя вести гражданину в случае склонения его к совершению или участию 

в коррупционном правонарушении, преступлении?


Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.
Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, и тем более самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.
Прежде всего, если вы имеете статус государственного или муниципального служащего, то должны знать еще об одной обязанности, линии своего поведения, закрепленной в ст.9 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Так, государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Невыполнение же государственным или муниципальным служащим этой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

 

А что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не попасть 

в сети коррупционеров, не стать участником преступления?


Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.
Проще это сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того, чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» локальные нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, прежде всего, изданные им административные регламенты  предоставления тех или иных государственных либо муниципальных услуг.
Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.
С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.
Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно прочитать Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителя". Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.
Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона "О защите прав потребителей", необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также при наличии полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг (к примеру, Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").
Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.
Кроме изучения актов, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, а также коммерческих и иных организаций, необходимо себя психологически подготовить к такому общению. Необходимо помнить, что главное - это уверенность в собственной позиции, которую может дать только ваша компетентность. Именно она заставит лицо, наделенное полномочиями, лишний раз задуматься, стоит ли в отношении конкретно вас злоупотреблять имеющейся властью или вымогать у вас взятку.
Кроме того, не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.
Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам увереннее чувствовать себя в разговоре.
По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.
В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то порядок ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.
В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:
- проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);
- уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;
- в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;
- настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);
- настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;
- не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;
- в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;
- никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;
- в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, написать слово "нет" или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;
- настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.
Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.
  Так, п.13 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 разъяснено, что «лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица".

 

Что делать, если, по Вашему мнению, у вас вымогают взятку:
1. Отказать в даче взятки.
2. В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) необходимо сообщить в правоохранительные органы, соблюдая следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:
- вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем как готовность дать взятку;
- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки и т.д.);
- постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;
- не брать инициативу в разговоре на себя, позволить "взяточнику" выговориться, сообщить вам как можно больше информации;
- незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

 

Куда обращаться?


Возможны следующие варианты действий:
1. Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур заключается в подаче жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.
2. Жалоба в контролирующие (надзорные) органы.
 К примеру, в рамках потребительских отношений это могут быть расположенные на территории области территориальные управления Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями ЖКХ – областная жилищная инспекции, а также органы прокуратуры.
 При этом жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.
 3. Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы (по телефонам дежурной части, «телефона доверия» или в управления собственной безопасности, которые, например, есть в Управлении МВД России по Ульяновской области.
Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.
Вы можете обратиться в прокуратуру, дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.
Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.
Предложенные рекомендации не являются, конечно, универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации вам приходится самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Это лишь основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.

Контакты школы:
Адрес: 433400, р.п. Чердаклы, ул. Пушкина, д.9А
Тел.: +7(84231)2-14-63
e-mail: chosh1@mail.ru
Официальный сайт 
МБОУ Чердаклинской СШ № 1